Уборка в доме
Назад

Чистка, хранение и репассаж часов — как почистить и смазать часы в домашних условиях. Правильное хранение

Опубликовано: 12.07.2020
Время на чтение: 10 мин
0
0

Что понадобится для чистки часов

Мнение эксперта

Наталья Осадчая

Сотрудник клининговой компании

Непосредственно перед очищающими процедурами потребуется предварительная подготовка, которая включает в себя организацию рабочего места, а также подготовку необходимых инструментов и материалов.

Чтобы почистить часы в домашних условиях, потребуется подготовить:

  • маленькую клизму с резиновым наконечником;
  • щипчики;
  • пипетку;
  • иглу;
  • медицинский спирт;
  • небольшую миску;
  • чистый лоскут;
  • ватные палочки;
  • кисточку и зубную щетку с мягкими волосками;
  • несколько листов папиросной бумаги;
  • масло для смазки часового механизма.

Приготовив все перечисленные инструменты, можно смело начинать очищать механические часы. Также следует учесть, что для работы понадобится чистый стол без посторонних предметов, а также настольная лампа, желательно дневного освещения.

Что такое репассаж часов и зачем он нужен?

Во-первых, что это за слово такое? Дело в том, что для часовщиков международным языком до сих пор остается французский. Вот и слово repassage – французское, его дословный перевод на русский дает целую пару слов: «повторный проход». Адекватным же термином является слово «переборка». Как огнестрельное оружие – разобрать, почистить и собрать, только с часами это гораздо сложнее.

Итак, репассаж механических часов – это трудоемкая процедура, в ходе которой производится полная разборка часового механизма, зачистка всех деталей, при необходимости – замена изношенных, замена смазки и, наконец, сборка.

Так ли уж необходимо подвергать часы этой процедуре? Нести ли их в сертифицированный сервисный центр? Ведь удовольствие недешевое: для самых недорогих механических часов стоимость репассажа составит порядка 4 – 5 тыс. руб., а для элитных цена будет исчисляться десятками тысяч!

Что ж, если часы не дороги ни в стоимостном выражении, ни как память, то, может быть, проще купить новые. Или, коли руки у вас умелые и ум пытливый, то попробовать справиться самостоятельно… Но когда речь идет о среднем или, тем более, высшем уровне – имеет смысл раскошелиться. В самом деле, не придет же вам в голову самостоятельно менять тормозные колодки, масло в картере и т.п. в вашем «феррари» или «роллс-ройсе».

Как правильно смазать часы. да и надо ли.

Делаю обычно полную разборку .

Потом замАчиваю плату и мосты в закрытой керамической ёмкости . На сутки .

Камни чищу палочкой из бузины или ( что чаще )- беличьей кисточкой

Плату и мосты - тоже кисточкой . Но другой .

Можно , конечно и сачкануть :pardon:

Т.е вынуть механизм (предварительно сняв баланс и анкер)

Снять стрелки , циферблат .

Затем поставить заводную головку на место и замочить в таком виде на сутки.

!!! Баланс и анкерную вилку замачивать в отдельной посуде !!!

После замачивания достаёте механизм и завОдите . Сразу же опускаете обратно в бензин .

Шестерни вращаются и выбрасывают грязь .

Процедуру повторяю раз шесть или семь .

Потом смазываю и собираю .

Если после сборки и смазки ( до установки анкера ) Вы заведёте часы , то должны увидеть " обратный скат"

Анкерное колесо после спуска всей пружины перестанет вращаться , а затем сделает (в зависимости от марки и сложности часов) несколько оборотов назад .

Значит всё сделано правильно

§

Хоть кто-нибудь может при этом внятно объяснить, почему, если в паспорте масла написано, что оно специальное для точной механики и приборов? Или хотя бы так спрошу, хоть кто-нибудь может похвастаться отрицательным опытом, когда часы были смазаны силиконовым маслом, и это привело к порче? Или нельзя просто потому, что в книжках про это не написано? ))

Силиконовая смазка - хорошая смазка, и правильно подобранная используется, в том числе, для смазки высокоточных часовых механизмов. Но есть один нюанс - эта смазка обладает высокой смачиваемостью и в результате этого растекается по поверхности часового механизма, утекая из углублений (маслёнок) возле цапф. В результате через непродолжительное время в местах смазки начинается сухое трение со всеми вытекающими последствиями. Поэтому часовые механизмы перед применением силиконовой смазки обрабатываются специальными составами по определённой технологии для предотвращения растекания указанной смазки (это как бы по простому).

Вообще - подготовка часового механизма к смазке и её выбор дело серьёзное и проблемы здесь не столько с догматизмом исполнителя, сколько с накопленным опытом и проводящимися современными исследованиями специалистов в этой области.

Правильной смазанный часовой механизм работает без износа от одного года до трёх, а то и пяти лет (в зависимости от исполнения механизма и фирмы-изготовителя) до следующей чистки и смазки.

Не правильно смазанный механизм ходить будет какое - то время, но очень скоро начнётся интенсивный износ. Поэтому лучше пусть он остановится как можно скорее, чтобы эта ответственная операция была сделана грамотным специалистом и механизм не подвергся значительному износу.

Предлагаем ознакомиться  Как почистить палас домашними средствами

Мы видим подтверждение этому в нашей реальной жизни. Зачастую нам попадают в руки старые (а то и старинные) механизмы в очень хорошем состоянии только потому, что родная смазка высохла, часы встали, а "специалиста" который капнул бы не того маслеца и не заставил работать механизм в режиме износа не нашлось. И бывает попадаются механизмы с очень большим износом, когда такой специалист нашёлся.

Так, что если Вам удалось запустить не изношенный механизм с использованием не подходящей смазки - ещё вопрос, радоваться этому механизму надо или печалиться.

Хорошее обсуждение этой темы можно посмотреть тут http://uborka-52.ru/printthread.php?t=32710{amp}amp;pp=40

О чистке, смазке и регулировке - часовая мастерская {amp}quot;ангренажъ{amp}quot;

ИЗ КНИГИ ЕЛИСЕЕВА Б. Л. "РЕМОНТ ЧАСОВ" 

Чистка. 

Чистить часы следует только после устранения
всех дефектов и подбора заменяемых деталей. Детали разобранного механизма на несколько
минут погружают в бензин. Рекомен­дуется применять бензин только высокой
очистки марки «Га­лоша». В бензин сначала кладут платину, а затем все осталь­ные
детали, переходят от более крупных и грубых к более мел­ким. Если в сосуде
остался использованный однажды бензин, загрязненный незначительно, его можно
использовать повторно. Нельзя заливать свежий бензин в сосуд с остатками загряз­ненного
бензина. Перед заливкой нового бензина сосуд необ­ходимо тщательно протереть.
Наполнять сосуд бензином до уровня более 1,5 см не рекомендуется. Сильно
загрязненные детали механизма перед промывкой в бензине предварительно
промывают в специальном составе. В случае если латунные детали имеют следы
окисления, эти детали необходимо неко­торое время продержать в составе,
нагретом до температуры 70—80° С, но ни в коем случае до кипения.  Щетки, применяемые при очистке деталей,
должны быть с жестким и мягким ворсом. Необходимо тщательно следить за чистотой
щеток. Чистку щеток осуществляют периодически. Сильно загрязненные щетки
промывают с мылом в теплой воде. Сушат щетки в естественных условиях, так как
ускорен­ная сушка вблизи нагревательных приборов приводит к короблению рукоятки
и порче ворса. При необходимости ускорения процесса сушки щетку после промывки
прополаскивают спир­том. После сушки остатки грязи со щетки удаляют, протирая
ворс по гладкой бумаге, положенной на край верстака (до тех пор, пока бумага не
будет оставаться чистой). Обезжиривают ворс щеток, протирая его сухими крошками
белого хлеба или обожженной костью. Протирать щетки мелом не рекомендуется, так
как мел отрицательно влияет на покрытия деталей.

Очищать мосты и платины только щеткой недостаточно,
так как в углах деталей и гнездах камней остается некоторое количество грязи,
которую удаляют чуркой, заточенной на три грани. Плоские поверхности камневых
опор и масленки прочи-1ак как в углах деталей и гнездах камней остается
некоторое количество грязи, которую удаляют чуркой, заточенной на три грани.
Плоские поверхности камневых опор и масленки прочи­щают чуркой, заточенной в
форме перового сверла. Отверстия опор очищают остро заточенной чуркой с
многократной заточ­кой последней, пока она не будет выходить из отверстия со­вершенно
чистой.

К очищенным деталям можно прикасаться только пинцетом,
так как следы от потных пальцев вызывают окисление поверх­ности деталей и
вредно влияют на часовое масло. Если более крупные детали трудно удерживать
пинцетом, их держат ру­кой в папиросной бумаге.

Никелированные детали с ярко выраженными штрихами
следует чистить щеткой по направлению штрихов. Если штрихи расположены по кругу
(ажуровка), щетку перемещают круго­выми движениями.

Цапфы осей очищают сердцевиной бузины, после чего туго
натягивают в пальцах левой руки папиросную бумагу и цап­фой несколько раз
прокалывают ее. Зубья трибов тщательно протирают чуркой, заточенной плоской
лопаточкой. Зубья три­бов чистят жесткой щеткой. »

Анкер оставляют в бензине только на небольшое время,
так как некоторые сорта шеллака не выдерживают воздействия бензина. Анкер
кладут на верстак, подложив папиросную бу­магу, и, не вытирая от бензина,
прочищают мягкой щеткой. Все плоскости палет осторожно протирают чуркой до
полного удаления жировых следов. После очистки анкер обдувают грушей.

Балансы с зашеллаченными эллипсами также не следует
долго держать в бензине. Чистят баланс мягкой щеткой с боль­шой осторожностью.
Особой аккуратности требуют балансы с разрезными ободами.

Сушат спираль легким постукиванием мягкой щетки по па­пиросной
бумаге, в которую закладывают спираль.

Винты и другие мелкие детали крепежа вынимают из бен­зина
и еще мокрыми хорошо чистят. Протирать головки вин­тов о бумагу не
рекомендуется, так как хлопья бумаги засо­ряют шлиц.

Накладные камни тщательно чистят с обеих сторон сердце­виной
бузины, после чего протирают дочиста чуркой. Вычи­щенные детали хранят под
стеклянным колпаком

Сборку часов производят на специальных подставках. В
за­висимости от системы механизма определяют последователь­ность установки
деталей. Обычно сборку начинают с установки центрального и промежуточного
колес. Затем ставят заранее собранный и смазанный узел барабана, устанавливают
минут­ный триб и все ремонтуарные колеса, предварительно смазав маслом мх
зубья, прокладку заводного колеса и ось централь­ного триба (под минутным
трибом). Собрав полностью ангре- наж, поворачивают заводную головку на 1—-2
оборота и прове­ряют скат колес. Если спуск не разлажен, то достаточно про­верить
работу палет с ходовым колесом. В противном случае до установки ходового колеса
необходимо проверить взаимодей­ствие анкера с балансом. Палеты заранее слегка
смазывают маслом, для чего достаточно провести импульсной плоскостью палеты по
пропитанной маслом бумаге.

Для проверки правильной работы анкера необходимо при
малом заводе пружины медленно переводить анкер острой чур­кой, после чего
установить баланс без спирали и завести пру­жину на пол-оборота. Взаимодействие
баланса с анкером дол­жно быть отрегулировано таким образом, чтобы анкер
свободно отбрасывал баланс на полный оборот. В хорошо слаженном механизме
баланс может работать без спирали, не останавли­ваясь некоторое время.
Необходимо тщательно проверить все зазоры между деталями анкера и двойным
роликом.

Сборку завершают установкой спирали и регулировкой ее
положения на балансе. В часах больших и нормальных калиб­ров перед установкой
баланса смазывают цапфы анкера, про­калывая цапфой промасленную бумагу,
положенную на кусочек сердцевины бузины. Опоры анкера малогабаритных (женских)
часов смазывать нецелесообразно.

В практике ремонта еще встречаются малогабаритные часы
с небольшим числом камней и металлическими опорами оси анкера. В этом случае
смазка необходима.

В заключение сборки проверяют ход часов. Если при пра­вильно
слаженном ходе часы остановились на импульсе или покое, надо найти причину и
устранить ее. Остановку на им­пульсе и покое необходимо проверить на обеих
палетах. Если окажется, что часы останавливаются только на одной палете,
следует проверить правильность установки спирали, так как в большинстве случаев
причиной такой остановки является боковая выкачка (неравенство амплитуд).
Второй причиной может явиться излишне большой угол притяжки на проверяе­мой
палете.

Цапфы баланса смазывают до установки узла баланса в
механизм. Смазку подают маслодозировкой в отверстие сквозного камня. Цапфы
ангренажа смазывают с подциферблатной стороны до установки деталей оформления.
Заключи­тельную смазку производят со стороны мостов.

После пуска часов следует обратить внимание на чистоту
хода. Шумы хода могут быть вызваны следующими причинами, которые необходимо
устранить.

плохо отполированы цапфы и пятки оси баланса;

пятка оси баланса имеет неправильную форму;

отсутствует смазка в опорах баланса;

имеется трещина в одном из камней опоры баланса;

повреждена плоскость накладного камня;

спираль задевает обод центрального колеса, мост ба­ланса,
колонку, штифт градусника, или витки спирали каса­ются друг друга;

обод баланса задевает анкерный мост, колонку или за­мок
градусника;

качается один из камней в опорах или эллипс;

колодка спирали трется о мост баланса или задевает
излишне длинный винт накладки;

эллипс касается платины или излишне длинного винта
нижней накладки;

эллипс теснит в рожках вилки или трется о копье;

анкер трется о свой мост;

анкер задевает ролик баланса;

неравный радиальный зазор в верхней и нижней цап­фах
баланса, перекос одного из накладных камней.

Окончанием сборки является установка циферблата, стре­лок
и закрепление механизма часов в корпусе.

Смазка. 

Ассортимент часовых масел и смазок,
применяемых для смазывания часовых механизмов, весьма разнообразен. В нашей
стране часовые масла насчитывают до 6 наименова­ний (из применяемых для бытовых
часов). Это масла марок: МБП-12, МЗП-6, МЦ-3 (ГОСТ 7935-56), маслоМЧМ-5 (ВТУ) и
смазки РС-1 и ПС-4 (ГОСТ 7936—56). (старая аббревиатура, сейчас не используемая. Но понять, где какое
масло применялось и, соответственно, подобрать современный аналог не составляет
большой сложности – Прим. Константин)

Индексы этих масел в некоторых случаях указывают на их
назначение, а цифры — на номера рецептуры, по которым они изготовлены. Например,
МБП-12: масло (М) для ба­ланса (Б) и палет (П); МЗП-6: масло (М) для зубчатых
(3) передач (П); РС-1: ремонтуарная (Р) смазка (С) и МЧМ-5: масло (М) часовое
(Ч) маловязкое (М) и т. д.

Крупногабаритные часы — настольные, настенные и наполь­ные,
будильники и другие в основном смазывают маслом МЦ-3. В мужских наручных часах
накладные и сквозные камни баланса, анкеры и палеты смазывают маслом МБП-12,
камни ангренажа — более вязким маслом МЗП-6, пружину и ось ба­рабана—
высоковязким маслом МЦ-3, а детали ремонтуара — густой смазкой РС-1. Масло
МЧМ-5 применяют для смазки малогабаритных часов во всех их точках.

Все масла и смазки вносят в детали часового механизма
при помощи специальных маслодозировок. Лопаточные маслодозировки при правильно
выполненной рабочей части (лопа­точки) обеспечивают хорошее постоянство и
правильность дозирования. При смазке необходимо следить за чистотой лопаточки и
правильностью ее погружения в контейнер (под углом 60°к поверхности масла).

Масло должно храниться в плотно закупориваемых
флаконах при комнатной температуре (от 15 до 25° С) и в темноте. Флаконы из
светлого стекла следует хранить в светонепроницаемых картонных коробках,
желательно в шкафу или другом затемненном помещении. Не следует хранить масла
около источников тепла, а также в местах с повышенной влажностью.

Специально охлаждать масла нецелесообразно, но если в
результате случайного охлаждения они застыли, то, подер­жав флакон в теплой
воде (40—45° С) до тех пор, пока масло станет подвижным и прозрачным, его надо несколько
раз сильно встряхнуть, чтобы масло было пригодно к употреб­лению.

Процесс чистки механических часов внутри

Разбираем корпус, вынимая винтик заводного механизма. Обязательно освободите стол перед этим, установите нормальную настольную лампу, приготовьте пинцет и посуду, из которой мелкие детали не рассыпятся.

Предлагаем ознакомиться  Как сохранить сушку от моли

Итак, вскрываем корпус и аккуратно извлекаем механизм. Если есть крупные загрязнения, их будет просто удалить с помощью зубочистки.

Внимание! Следите за тем, чтобы тонкий край зубочистки был не расслоенным. Иначе он легко попадет в тонкие запчасти и тогда придется нести его мастерам.

Продуйте механизм от пыли с помощью груши. Сильное давление создавать не нужно, достаточно будет легкого нажима.

Достаньте баланс и опустите его в чашку со спиртом. Удобнее это делать пинцетом, чтобы не повредить нежные детали в часах. Через несколько минут баланс следует достать и дать ему окончательно просохнуть. Для этого его можно положить на тканевую салфетку. Некоторые мастера рекомендуют использовать крупную стружку березы. Но в этом случае есть вероятность, что мелкие опилки прилипнут к балансу.

как чистить часы внутри

Следом проделываем туже операцию с анкерной вилкой и другими деталями. Однако опилки в этом случае лучше вообще не использовать, так как их размеры очень маленькие.

Перед сборкой, дайте часам просохнуть. Проверьте все детали и лучше подождать лишнее время, чем установить влажный механизм.

Собираем все и смазываем маслом. Именно для этих целей и нужна пипетка. Смазывать нужно в меру. Детали не должны плавать в масле.

Такая очистка часов дома не должна проводиться часто. Любое вмешательство неопытного пользователя может привести к поломке мелких частей в часах. Беритесь за чистку часов, в том числе их механизма только тогда, когда уверены в своих силах.

Ремешок и браслет

Чтобы ремешок на часах всегда выглядел чистым, необходимо соблюдать некоторые условия. Главное из них, это чистить не только по мере видимого загрязнения. Часы постоянно находятся на руке и покрываются пылью, городским смогом. Особенно часто стоит прибегать к чистке ремешка летом. Тогда сможете смело дополнять свой образ часами.

Предлагаем ознакомиться  Как почистить чайник и убрать накипь в домашних условиях

чистка ремешка часов

  • Кожаный ремешок легко очистить с помощью мыльного раствора. Потом протереть, высушить и снова протереть водой с каплей нашатырного спирта. От качества кожи зависит то, как она реагирует на воду. Если у вас недорогой ремешок, то будьте готовы к тому, что он может потрескаться или сжаться.

Внимание! Кожу нельзя надолго оставлять в воде! Светлые ремешки можно очистить народным способом – смешать яйцо с молоком и протереть этим раствором кожу.

  • Керамический браслет. Сегодня такие браслеты в моде. А главное, ухаживать за ними просто – их можно мыть обычным мыльным раствором.
  • Простые ремни из кожзама или пластика. Используйте хозяйственное мыло и зубную щетку.
  • Золотой ремешок. Здесь нужно подойти к чистке особенно аккуратно. Почистить золотой браслет на часах дома можно так же, как и украшения из драгоценных металлов.
    • Аккуратно смыть грязь можно с помощью обычного моющего средства, сильно разведенного в воде. Например, 1 чайная ложка на пол литра воды.
    • Удалить механическую грязь можно с помощью ватного тампона. Зубочисткой и зубной щеткой следует пользоваться очень осторожно, так как золото металл нежный и поцарапать его очень просто.
    • Обратите внимание на то, что браслеты на часах из матового золота следует чистить смесью из 200 мл воды, чайной ложки зубного порошка или извести и щепотки соли. После процедуры стоит аккуратно протереть фланелькой.

Внимание! При чистке ремешка или браслета на часах, корпус лучше предварительно снять. Даже для тех часов, на которых стоит отметка о влагонепроницаемости, нежелательно попадание мыльного раствора.

Как почистить ювелирные золотые изделия из разных типов золота, мы уже писали. Вы всегда можете воспользоваться этими рекомендациями.

Почистить часы дома самостоятельно или все же отнести мастеру? Простые процедуры всегда можно провести дома. Ведь если вы чистите дома ремешок на часах или браслет, вы не повредите механизм. А вот что касается внутренних работ, то выбор остается за вами. Если вы желаете разобраться и чистить часы в домашних условиях самостоятельно, то потренируйтесь на недорогих экземплярах.

Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector